Агиосорити́сса (греческое название: ἡ Ἁγιοσορίτισσα) — это тип изображения Богородицы без Младенца, который обычно изображается в профильном ракурсе, с молитвенным жестом рук. Название этой иконы происходит от места ее первоначального происхождения — часовни Агиа Сорос (Ἀγία Σορός) в Константинополе, которая содержала Пояс Пресвятой Богородицы, также известный как «Святая Рака.» В Италии этот уникальный образ известен под различными именами, такими как «Madonna di Edessa» (Эдесская Мадонна), «Madonna di Sant’Alessio,» Avvocata (Защитница), и «Madonna dell’Intercessione» (Покровительница). Икона Агиосорити́сса была объектом поклонения святого Алексия человека Божия. В Риме до сих пор существуют древние византийские иконы Богоматери этого типа, которые находятся в церквях, таких как Санта-Мария ин Арачели и Санта-Мария дель Розарио, а также в других местах. Иконография Агиосорити́сса связана с изображением Богородицы в рамках деисисной композиции, а в греческой традиции такие иконы также могут быть названы Параклесис (гречески: Παράκλησις — Просительница). Очень часто такие изображения изображают Богородицу, держащей в руках свиток с текстом ее молитвы к Сыну. Тип Агиосорити́сса был широко распространен в византийской и балканской иконописи, хотя в русской иконописи он встречается реже. Некоторые из самых ранних изображений Агиосорити́сса (Параклесис) на Руси включают Боголюбскую икону Божией Матери из XII века (предположительно, исходная версия не содержала свитка), а также изображение на дверях собора Рождества Богородицы в Суздале, созданное в конце XII века.