Празднование: 22 марта
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» является драгоценной святыней, особенно ценной для Приамурья. Её имя происходит от города Албазин, который находится на реке Амур и был основан в 1650 году известным русским путешественником атаманом Ерофеем Хабаровым на месте поселения дагурского князя Албазы. Албазинский острог, высоко возвышающийся над Амуром, стал объектом агрессии китайского богдыхана и его войск, которые уже тогда стремились расширить свою власть на всю Сибирь. 24 марта 1652 года, в канун праздника Благовещения, произошла первая военная стычка между русскими и китайцами на Амуре. Благодаря молитвам Пресвятой Богородицы, языческие войска были разгромлены и оттеснены обратно в свои владения. Эта победа предвещала благополучное будущее для русских. Однако трудные испытания только начинались. Многие сыновья Руси должны были пройти через огонь и воду, защищая Амурскую землю и торжество Православия на Дальнем Востоке. В июне 1658 года албазинский отряд под командованием Онуфрия Степанова, состоящий из 270 казаков, попал в засаду и героически погиб в схватке с китайцами. Враги сожгли Албазин, разорили русские земли и отправили местное население в Китай с надеждой обратить плодородные земли в пустыню. В эти тяжелые времена Пресвятая Богородица совершила особое чудо милости для Амурской земли. В 1665 году, когда русские восстановили Албазин, старец Ермоген из Свято-Троицкого монастыря в Киренске привез на Амур чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», которая с тех пор была названа Албазинской. В 1671 году этот благословенный старец основал обитель в урочище Брусяной Камень, всего полтора километра от Албазина по Амуру, и в ней пребывала святая икона в последующие годы. Албазин был восстановлен, и два храма, Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца, поднимали молитвы на алтарях города. Также был основан Спасский монастырь неподалеку от города, вверх по Амуру. Плодородные земли предоставляли урожай всей Восточной Сибири, и местное население мирно интегрировалось в русскую православную культуру, становясь частью многонационального Российского государства и находя защиту от агрессивных китайских феодалов. В Москве не забывали о далеких приамурских землях, укрепляли военную оборону и улучшали управление этим регионом. В 1682 году было создано Албазинское воеводство. Также было обеспечено духовное пастырство местных племен. В 1681 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение отправить «духовных людей, таких как архимандритов, игуменов или священников, добрых и образованных, для просвещения язычников в христианской вере» в дальние города, на Лену и Амур. Дауры и тунгусы массово принимали крещение, а значительную роль сыграло обращение в Православие даурского князя Гантимура, а также крещение его сыновей Петра и Павла. В это время слуги богдыхана готовились к новой агрессии. После нескольких неудачных попыток набегов, 10 июля 1685 года они приблизились к Албазину с армией, насчитывающей 15 тысяч человек, и окружили крепость. В крепости находилось всего 450 русских воинов и 3 пушки. Первую атаку китайцев отбили. Однако затем они окружили деревянные стены острога хворостом и дровами, и воспламенили их. Это лишило русских возможности продолжать оборону. С иконами и святынями, включая чудотворную Албазинскую икону, гарнизон во главе с воинами боевым порядком покинул крепость. Эта чудотворная икона, вместе с другими святынями, оказалась в середине живого костра. Пламя не повредило её и не обожгло. Вместо этого, она сияла светом и наполнила войско надеждой на будущее. Албазинские казаки и монахи верили, что это было чудесным знамением от Пресвятой Богородицы. После капитуляции крепости Албазин, русские были вынуждены покинуть это место. Они продолжили свой путь на восток, защищая свою веру и культуру. Албазинская икона, как символ надежды и веры, оставалась с ними, вопреки всем трудностям и испытаниям. Сегодня, Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» олицетворяет собой духовное наследие и веру приамурского народа. Она напоминает о прошлых испытаниях и о том, как вера в чудеса и милость Божию может преодолеть самые тяжелые времена. Святыня остается символом надежды и благословения для всех, кто её почитает, и вдохновляет на продолжение духовного пути, несмотря на любые преграды. Однако Богородица не покидала свой избранный город. Скоро разведчики приносили весть о том, что китайцы начали внезапно и спешно отступать из Албазина, не успев воплотить в жизнь приказы богдыхана о разрушении русских полей. Это необычайное проявление силы случилось 8 сентября 1685 года. Божественное вмешательство Небесной Матери не только изгнало врагов с русских земель, но также оберегло урожай, который поддержал восстановление города в течение нескольких суровых зим. 20 августа 1685 года русские снова восседали в Албазине, и продолжение обороны этой крепости было необходимостью. Год спустя началась долгая осада Албазина, которая получила название «Албазинское сидение». Это событие стало героической страницей в истории Российской военной доблести. В течение пяти месяцев, с июля по октябрь, китайские войска трижды нападали на деревянные стены укреплений Албазина. Стрелы и огненные шары летели как дождь, скрывая город и его защитников в огне и дыму. Однако в каждый из трех боев Небесная Покровительница охраняла албазинцев от смертельных ударов. К декабрю 1686 года, признав своё бессилие, китайцы сняли осаду. От 826 защитников осталось всего 150 человек. Несмотря на героическую оборону, русских сил было недостаточно для продолжения войны с богдыханом. В августе 1690 года последние казаки, под командованием Василия Смиренникова, ушли из Албазина. Ни крепость, ни её святыня не были переданы врагу: укрепления были разрушены казаками, а Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на берегу реки Шилка, притоке Амура. Несмотря на падение Албазина, жители этого города продолжили свой служебный путь. Прекращение боевых действий помогло распространить Православие в Дальнем Востоке. Множество русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отправлены в Пекин. Богдыхан даже отдал одно из буддийских святилищ для создания православной церкви в Софии, столице Китая. Митрополит Тобольский Игнатий направил антиминсы, миро, богослужебные книги и церковные сосуды в Софийский храм. В своём послании к пленному священнику Максиму, «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митрополит Игнатий писал: «Не унывайте, ибо воля Божия несомненна. Ваше пленение не прошло даром и помогло просвещению Китая светом Православия». Вскоре после проповеди Евангелия в империи Китая появились первые крещённые китайцы, и Русская Церковь продолжила заботиться о новых прихожанах. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири († 1727), отправили послания к пекинскому духовенству и верующим. В 1715 году Русская Духовная Миссия прибыла в Пекин, начиная свою работу по просвещению язычников, и продолжавшуюся вплоть до наших дней. Прошли десятилетия, и наступила новая эра российского колонизирования Амурского региона. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса 1 августа, под командованием капитана Г. И. Невельского был поднят русский Андреевский флаг в устье реки Амур, и там был основан город Николаевск-на-Амуре. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский († 1881) и святой равноапостольный Иннокентий, архиепископ Камчатский († 1879, память 31 марта), в духовном попечении которого находились Приамурье и Приморье, совместными усилиями сумели за несколько лет заселить левый берег Амура российскими городами, сёлами и казачьими станицами. Каждый год приносил новый шаг в развитии этого региона, в его духовном просвещении и улучшении. Так, всего за одно лето 1857 года было создано пятнадцать станиц и поселков на берегу Амура, включая такие важные поселения, как Албазинская, возведенная на месте древней крепости, и Иннокентиевская, названная в честь Святителя Иннокентия. То же самое повторилось и в лето 1858 года, когда было основано более тридцати новых поселений, включая города Хабаровск, Благовещенск и Софийск. В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, генерал-губернатор Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий прибыли в Усть-Зейский казачий пост. Именно здесь, под надзором святителя Иннокентия, был возведен первый храм в честь Благовещения Божией Матери, а новый город получил имя Благовещенск в честь первой победы над китайцами, которая произошла в праздник Благовещения в 1652 году. Также имя Благовещенска было дано в память о храме Благовещения в Иркутске, где начал свое священнослужение святитель Иннокентий, а также в надежде на приход «благой вести» о воссоединении Приамурского края с российскими владениями. Во время своих путешествий к Амуру новые поселенцы, проезжая через Сретенск, несомненно молились перед чудотворной Албазинской иконой, молящей Богородице о даровании благодати и помощи в жизни матерей и рожениц. Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна насилия дошла и до русских рубежей, и китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. В течение девятнадцати долгих дней враг стоял перед беспомощным городом, артиллерийские обстрелы не прекращались, и угроза вторжения на русский берег была неотъемлемой. Тогда обжитый Амур, в то время обветшавший, облегчал переход противнику. Но в тот момент, когда Благовещенский храм был заполнен богослужениями, и акафисты пред чудотворной Албазинской иконой неслись непрестанно, Покров Божией Матери вновь простерся над городом, и благодаря этому противник не осмелился пересечь Амур. Свидетели тех дней даже утверждали, что видели Светлую Даму ходящей вдоль берега, внушая ужас противнику и лишая его силы разрушительных атак. Более трех веков чудотворная Албазинская икона Божией Матери охраняет рубежи России на Амуре. Православные верующие чтят ее как Покровительницу русских воинов и хранительницу матерей. Многие молятся перед иконой, просите о благословении для беременных женщин и во время родов, в надежде на щедрные дары Божией Матери, которые она по Своей бесконечной милости дарует из источника Своей неистощимой благодати. С годами, почитание Албазинской иконы Божией Матери продолжало укрепляться. В 1885 году епископ Камчатский Гурий внёс важные изменения, установив ежегодное празднование иконы 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением в её честь. История свидетельствует о неоднократной сверхъестественной защите Приамурья и России в целом со времени её появления. В 1900 году, во время «Боксерского» восстания в Китае, икона вновь сыграла решающую роль, спасая русскую землю от вражеской угрозы. Православные верующие верят, что Богородица продолжает охранять их землю, и она продолжает приносить надежду, милость и благодать всем тем, кто обращается к Ней в молитве.