В VIII веке во время иконоборческого движения святитель Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был клеветан перед калифом Дамасским императором Львом III Исавром (717–740) за свое ревностное почитание святых икон. Калиф приказал отсечь кисть руки святителя и повесить ее на рынке. Вечером того дня святитель Иоанн, попросив калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он молил Пречистую исцелить руку, которая защищала Православие. Во сне святой увидел, как Пресвятая обещала ему скорое исцеление и наставляла усердно трудиться этой рукой. Пробудившись, святитель обнаружил, что его рука стала здоровой. В знак благодарности за исцеление он приложил к иконе серебряную руку, и она стала известна как «Троеручица». Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра вручила икону «Троеручицы» святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане передали икону Матери Божией для ее защиты. Они положили ее на осла, который, без погонщика, пришел на Афон и остановился перед Хиландарским монастырем. Иноки поместили икону в соборном храме. Когда возникли разногласия при выборе настоятеля, Матерь Божия сама приняла настоятельство, и ее святая икона заняла место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания. Одна из икон «Троеручицы» XVII века является главной реликвией Троянского монастыря в Болгарии. В России икона «Троеручицы» пользуется особым почитанием. В 1661 году из Хиландарского монастыря для патриарха Никона был привезен список этой иконы для его Новоиерусалимского монастыря, доставленный в Москву 28 июня (11 июля по новому стилю). В это время был установлен второй праздник памяти иконы в честь ее явления на московской земле. В храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье) хранится список этой иконы, с которым связывают сохранение храма и его колоколов даже во времена преследований веры. Каждую пятницу перед этой иконой читается акафист. На западной стене храма находится еще один список, и перед иконой «Троеручицы» часто звучат молитвы. Тем не менее, представление на иконах Богородицы с третьей рукой, как будто она собственная, вызывало естественное смущение. В связи с этим Святейший Синод указом от 21 мая 1722 года запретил изображение таких икон, поскольку они противоречили естеству, истории и истине.